четверг, 31 мая 2018 г.

Родителям на лето



Чем мы можем помочь своим детям как родители?
Обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие фонематических процессов, формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Развиваем речь ребёнка летом: на прогулке, на даче, на кухне.
На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».
Рассказывайте ребёнку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Пусть ребёнок занимается рядом с вами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.
На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в их разную пору (рост, цветение, плодоношение, увядание),узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребёнка.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
Надувать воздушные шарики.
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять.
Дуть на детские флюгера,вертушки.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки).
Собирать, перебирать ягоды.Помогать взрослому полоть грядки
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп).
Играть с глиной, мокрым песком;
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:Собирать мозаики, конструкторы, пазлы
.Перебирать крупы.Раскрашивать раскраски цветными карандашами.
Складывать простыеигрушки из бумаги (оригами).Вышивать (крупным крестиком).
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие).
Плести из бисера.Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата
(неспецифического)
Жевать сырые овощи(морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…).
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт -для распластывания языка.
Полоскать рот.Жевать боковыми зубами.Сосать сухарики из хлеба,
булки (солёные).Лизать эскимо.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
Скажи наоборот (высокий-низкий)
Посчитаем (1 жук, 2 жука, 5жуков и т.д. )
Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
Один – много (стул – стулья, много стульев,дом – много домов)
Словообразование (стол из дерева – какой? – деревянный)
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
 (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это?( Берёза)
Играем, развивая фонематические процессы:
Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д).
Назови первый (последний) звук в слове.
Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Ш]
Шапка, мышка, душ. Ищем звук [Ж] . Жук,вижу,морж.
Ищем звук [Л] .Лук, Кукла, Пол.
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем
воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Хорошего лета и приятных впечатлений!


Комментариев нет:

Отправить комментарий